Жанры церковной музыки в Византии?

Жанры церковной музыки в Византии?

  • Музыка Византии не представляет собой стилистически единого культурного феномена. Кроме того, суждения о ней носят в большой степени гипотетический характер в связи с полным отсутствием нотных памятников светского музицирования и невозможностью расшифровки древнейших (конца X в. ) памятников церковного (православного) пения. Уверенно расшифровываемые церковно-певческие рукописи (а также теоретические трактаты, описывающие традицию византийского церковного пения) , которые дошли до нас, составлены гораздо позже того времени, которое по общему признанию является временем расцвета Византийской империи.

    И'рмос, также ирмо'с (греч. εἱρμός — сплетение, связь) , в византийском и русском православном богослужении — первая строфа в каждой из девяти песен канона, в которой прославляются священные события или лица. Ирмос служит мелодико-метрическим образцом для последующих строф (тропарей) данной песни. Тексты ирмосов гимнографические (в основном, парафразы Священного Писания) . Музыкально ирмосы подчиняются системе осмогласия.

    На воскресном каноне хвалебные ирмосы чередуются в каждом гласе с молитвенно-скорбными ирмосами. Хвалебные ирмосы охватывают всю систему христианского вероучения и говорят о сотворении мира (преимущественно ирмос 3-й) , Воплощении Сына Божия (в основном 4-й, иногда 4-й и 5-й, иногда и 3-й) , о Церкви (3-й или 4-й) . Через образы песен пророков Исаии и Ионы ирмосы выражают стремление души к свету Христову, в 6-м ирмосе содержатся молитвы об избавлении от греховной бездны и страданий. Ирмосы 1-й, 7-й и 8-й песен посвящены также прообразовательным событиям Ветхого Завета. 9-й ирмос во всех канонах прославляет Богоматерь. Богослужебные сборники (книги) ирмосов известны с глубокой древности, они носят название ирмологиев.

    Стихи'ра (позднегреч. στιχηρόν, от греч. στίχος - стихотворная строка, стих) , в Православном богослужении — гимнографический текст строфической формы, приуроченный к псалму (отсюда название) . В стихирах проводится тема дня или воспоминаемого события. Число стихир (4-11) зависит от праздничности богослужения. Строфы не имеют фиксированной стихотворной формы и варьируются в широком диапазоне от 8 до 12 строк. Мелодия стихиры, как правило, охватывает одну строфу.

    Источник: в связи с полным отсутствием нотных памятников светского музицирования и невозможностью расшифровки древнейших (конца X в.) памятников церковного (православного) пения.