Характерные черты массовой элитарной и народной культуры

Характерные черты массовой элитарной и народной культуры

  • http://www.mgtub.ru/dir/cat6/subj325/file439/view9431.html
    http://www.grandars.ru/college/sociologiya/formy-kultury.html
    http://moy-bereg.ru/massovaya-i-elitarnaya-kulturyi/elitarnaya-i-massovaya-kulturyi-2.html

    1. Элитарная, или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по её заказу профессиональными творцами. Составные части элитарной культуры: изящное искусство; классическая музыка; классическая литература.
    Особенности
    - элитарная культура опережает уровень восприятия ее среднеобразованным человеком. Девиз элитарной культуры - «Искусство ради искусства» ;
    - типичным проявлением эстетического изоляционизма, концепции «чистого искусства» является деятельность художественного объединения «Мир искусства» (Россия, 10-е гг. XX в.) .

    2. Народная культура. В отличии от элитарной народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную называют любительской (но не по уровню, а по происхождению) , или коллективной. Еще одно название народной культуры - фольклор.
    Он всегда:
    - локализован, так как связан с традициями данной местности;
    - демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.
    Народная культура включает: мифы; легенды; сказания; эпос; сказки; песни; танцы…

    3. Понятие массовой культуры
    - массовая культура рассчитана на потребление всеми людьми независимо от места их проживания. Массовая культура ориентируется в первую очередь на коммерческие цели, предполагает ее пассивное потребление, а поэтому способна выступать средством манипулирования сознанием потребителя;
    - массовая культура может стать и становится инструментом внедрения в массовое сознание желательных для определенных социальных групп стереотипов поведения, может стимулировать у «массы» новые, неведомые ей ранее потребности, формировать определенные стандарты эстетического вкуса;
    - истоки концепции массового общества и соответствующей ему массовой культуры следует искать в умонастроениях тех социальных классов, которые в результате качественного капитализма при переходе к массовому производству утратили свои сословные привилегии, а потому идеализировали патриархальный уклад жизни;
    - наиболее ярким предшественником критиков массового общества и массовой культуры был Ф. Ницше, благодаря своей обостренной артистической чувствительности предвосхитившей будущую роль массы, которая преклоняется перед всем заурядным;
    - подробный и блестящий по стилю анализ «массы» , массовой психологии и массовой культуры дал известный испанский философ Х. Ортега и Гассет в книге «Восстание масс» .