Великий Шамиль

4 февраля 1871 года в священной Медине скончался имам Шамиль. Богобоязненный раб Аллаха, всю жизнь посвятивший поклонению Всевышнему и защите Его религии, предстал перед своим Господом. Похоронили имама на кладбище "Джаннат аль-Бакия", где имеются могилы близких людей Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижников. От данной скорбной даты нас отделяет целых 135 лет. Это небольшой срок. Эпоха Шамиля - наша современность. Она никогда не потеряет свою значимость, величие, также, как и личности тех, кем ознаменована эта эпоха. Имам Шамиль и его мюриды на протяжении десятилетий совершали настоящий вооруженный газават, они не искали славы, богатства - ничего мирского. Их души были устремлены к Всевышнему - они защищали религию Аллаха и свою родину от насильников и варваров, ибо в таком обличьи явились на Кавказ войска царизма. И эта была справедливая, священная борьба.

Как мир воевал с фашизмом, так и горцы - с колонизаторами. Когда под угрозой самое ценное - вера и родина - человек пожертвует ради них всем. И в такой ситуации: " Кто думает о последствиях, тот не герой! " -как было высечено на орденах имама Шамиля.

Если говорить о земной славе и восхищении людей, то все это возникло вне зависимости от желаний имама и его соратников. Многие мыслители и личности мирового уровня признали национально-освободительную борьбу кавказцев под предводительством имама Шамиля исключительной, не имеющей аналогов. Нередки выводы такого рода: " Не было в мире полководца, как великий имам, шейх Шамиль " (Я. Инглю). 1858 году писатель А. Дюма приехал в Дагестан с мечтой увидеться с имамом. Хотя это его желание не осуществилось, по возвращении на родину в 1859 году он выпустил книгу под названием "Кавказ от Прометея до Шамиля".

…К сожалению, есть люди, рассуждающие о нужности-ненужности этой великой эпопеи. Если даже отбросить религиозные мотивы (а они являются главными и абсолютными причинами борьбы горцев) и судить "по-земному", сопротивление народов Кавказа не было бессмысленным. Писатель Э. Капиев в "Фронтовых записках" приводит такие строки: "…Даже гибель этой свободы в кровавой и почетной борьбе обеспечивает возрождение народа и явится зародышем жизни, который даст могучие корни нового дерева".

О некоторых "земных" последствиях Кавказской войны выдающийся шамиловед Расул Магомедов пишет следующее: "В ходе этой многолетней борьбы дагестанцы, как никогда прежде, ощутили себя единым народом с общей исторической судьбой, с большими духовными ценностями, живущими в общем доме - Дагестане. Это было настоящее обретение, осознание себя. Своей борьбой они добились от империи сохранения своих традиционных форм общественной жизни - общинного (джамаатского) самоуправления и шариатского права вместо имперских законов, исконных форм делопроизводства на арабском языке, традиционных форм начального образования, свободы исповедания Ислама, свободы от воинской повинности, почти символического размера казенного налога в несколько раз меньше того, что платят крестьяне ("имперской" нации). Все это было закреплено в системе "военно-народного управления", охватывавшей горную часть Дагестана и другие населенные горцами земли Кавказа. Этим власти признали необходимость считаться со своеобразием страны, с особенностями и историческим наследием ее народов. Почти ни один народ, включенный в состав Российской империи "мирным путем", не имел подобных прав. Это означает, что горцы не получили их в подарок, а завоевали в ходе отчаянной полувековой борьбы. Так можно ли после этого считать эту борьбу "напрасной", а итог ее - безусловным поражением? Вряд ли можно вообще выразить исторический итог Кавказской войны в слишком уж простых терминах "победы" и "поражения". С историческими фактами лучше согласуется понятие компромисса, естественно и постепенно сложившегося между обеими сторонами конфликта к их общей пользе"….

Не будем забывать слова великого имама: " Души пожертвовавших собой вознесутся к Аллаху на легких крыльях птицы. Жертвуйте собой ради родной земли ". " Всякий, поднимающий оружие против истины, поднимет его на свою погибель ". " Вознесясь высоко, будь скромен, а став сильным, будь милосерден ". " Я объединил свой народ, чтобы он никогда не был разделен и никогда не знал врагов внутренних ".

В последнем высказывании - главный итог борьбы имама Шамиля: он объединил свой народ (Кавказ), создав Имамат, где правил Шариат, т.е. Закон Аллаха. Также имам предостерегает нас от "врагов внутренних", сеющих фитну (смуту) в мирное время с имеющейся свободой поклоняться Аллаху. Да убережет нас Всевышний от проклятых Им многократно смутьянов, провокаторов и диверсантов. Просим Господа не лишить нас бараката, благословения имама Шамиля, шейха накшбандийского тариката (да будет свята его душа). Амин.

В этом выпуске "Молодости "Ас-салама" мы помещаем интервью с исполнительным директором Международного фонда Шамиля Магомедрасулом Хайбулаевым и с заместителем председателя названного фонда профессором Закари Нахибашевым.