Разговор как искусство

Умение правильно и убедительно говорить ценилось еще в Древнем Риме. Сегодня, когда успех того или иного дела напрямую связан с общением со множеством людей, эта способность стала необходима каждому человеку.
Да, со времен древности изменились специфика построения речи, особенности ведения диалога – но и в современных реалиях существуют простые и четкие правила, следуя которым мы можем надеяться на понимание, внимание и благосклонный отклик со стороны собеседника. О правилах успешного разговора мы и будем вести речь в этой статье.

1. Начнем с вопроса: а что такое общение?

Позволю сделать себе еще одну отсылку к былым временам. Недаром античные мыслители возвели умение вести спор и конструировать диалог в ранг науки и искусства. Дело в том, что общение – это не просто передача информации, это, во многом, эмоциональное взаимодействие с собеседником.

Поэтому, готовясь к диалогу, - не важно, сколько у вас есть времени: пара секунд или несколько дней! – постарайтесь сконструировать психологический портрет вашего собеседника. Если, скажем, это веселый человек, то неплохо начать разговор с простой шутки. Понятное дело, этот прием будет неудачен в разговоре с «сухарем», который ждет от Вас четкого изложения фактов. Поэтому задумайтесь о личности Вашего собеседника и в соответствии с этим выберете манеру повествования, стиль речи, тон. Если Вы знаете о том, чем человек интересуется – нелишне будет начать диалог с вопроса относительно этой темы: собеседнику будет приятно внимание, это расположит его к Вам.

Подобная подготовка является залогом успешного разговора, а систематический анализ собеседника поможет Вам развить качества предвидения и психоанализа, необычайно полезные для любого важного дела.

2. В соответствии с типом Вашего собеседника продумайте, сколько стоит говорить, а сколько – слушать.

Эта дилемма необычайно важна, и зачастую именно нарушение этого баланса приводит к коммуникативному провалу. Не замыкайтесь в себе, даже если видите, что собеседник «перегружает» Вас информацией – возможно, он просто хочет расшевелить Вас, сделать беседу взаимоинтересной.

Опять же – если Ваш собеседник слабо не реагирует на Ваши излияния, есть смысл изменить тактику, уменьшить объем подаваемой информации и задавать больше вопросов, интересуясь его мнением.

Постоянно держите в уме соотношения поступаемой-отдаваемой в процессе диалога информации и вопросов и будьте готовы изменять эту пропорцию. Управляйте разговором, и не давайте ему уходить в невыгодную для Вас сторону!

3. Никогда не забывайте, что тот, с кем Вы говорите – такой же человек, как и Вы.

И у него, разумеется, тоже есть свои проблемы, желания, чувства. Поэтому будьте внимательны к тому, как человек ведет себя во время разговора, как Ваши слова влияют на него.

Ищите его слабые стороны: если в голосе собеседника начинает сквозить грусть, то полезным бывает проявить участие, выразить заинтересованность, или, выслушав, намекнуть на то, что и у Вас есть какая-то близкая проблема – ощущение общности проблематики является одним из путей к нахождению взаимопонимания. Но будьте начеку: если тот или иной Ваш тезис вызывает неожиданное раздражение у собеседника, есть смысл на какое-то время затормозить развитие диалога и попытаться понять, что именно не нравится партнеру, и лишь затем продолжать разговор.

Именно осознание собеседника живым человеком, а не безликой машиной, дает нам шанс на взаимопонимание и успех в диалоге.

4. Как мудрый полководец бросает в бой разные виды войск для достижения цели, так и опытный ритор применяет множество ораторских приемов.

Используйте мимику, чаще улыбайтесь в разговоре, выражайте заинтересованность не только словами, но и мимически: опускайте уголки губ, выражая сочувствие, кивайте головой в знак внимания.

В особенно эмоциональном разговоре нелишней будет даже жестикуляция – конечно, в рамках приличия. Скажем, аккуратно развести руки в стороны в знак сожаления будет прекрасным знаком как Вашего внимания, так и здоровой, живой вовлеченности в разговор.
Не забывайте и про плечи: ссутуленная спина может сигнализировать об усталости, поднятые плечи – о страхе, подавленности, сведенные вперед плечи – о желании защиты.

Наблюдайте за собеседником, но не забывайте о том, что к Вам присматриваются также – не выражайте негативные эмоции, если в этом нет надобности! И чем больше Вы будете обращать внимания на подобные детали во время диалога, тем скорее придет к Вам умение грамотного ведения диалога.

И успех окажется не за горами!

Источник: http://s-b-s.su