Потрошители / Repo Men

Год выпуска: 2010
Страна: США, Universal Pictures
Жанр: фантастика, боевик, триллер
Продолжительность: 01:44:55

Режиссер: Мигель Сапочник / Miguel Sapochnik
В ролях: Джуд Лоу, Форест Уитакер, Алиси Брага, Лив Шрайбер, Кэрис Ван Хаутен, Чандлер Кентербери, Джо Пинг, Лиза Лапира, Тиффани Эспенсен, Ивет Николь Браун
Описание: В недалеком будущем искусственные органы будут доступны всем и даже в кредит. Если же человек не в состоянии оплатить долг, то принимаются крайне жесткие меры. Однажды к нему в дом может вломиться Потрошитель, который способен подавить любое сопротивление и должен изъять из него искусственный орган, собственность компании Union. Реми как раз такой - и охотник, и жертва - он Потрошитель и он же не может оплатить пересадку сердца, а посему вынужден пуститься в бега…

В мире будущего здравоохранение отдано на откуп корпорации Union, которая за огромные деньги снабжает пациентов кибернетическими органами, от ушей до пищевода. Несмотря на монополию, дебет с кредитом у Union сходится только благодаря процентам при продаже органов в рассрочку — и поэтому она очень не любит, когда кто-то забывает внести очередной платеж. Работа специального отдела конфискации под руководством похожего на президента Медведева Фрэнка (Шрайбер) заключается в изъятии органов у должников. Его лучшие сотруд­ники — Реми (Лоу) и Джейк (Уайтекер) — любят и ценят свой труд: с утра до но­чи по уши в крови вырезают печень и почки, а между заданиями рассуждают об общественной пользе этой деятельности. Так продолжается до тех пор, пока Реми в результате производственной травмы не получает искусственное сердце и не задумывается о недостатках платной медицины.

Начинаясь вызывающе любительским штампом, со сцены творческого беспорядка в квартире главного героя (если что — это настолько же пошлый сценарный ход, как фраза «Не секрет, что…» в начале газетной заметки) «Потрошители», тем не менее, оказываются крепко сшитым юмористическим боевиком, причем достаточно диким, чтобы стать культовой картиной. Режиссер Сапочник, фактически дебютант, придуривается изо всех сил, но живой интеллект утаить трудно — и очень скоро пульсирующий на экране киберпанк-угар складывается в автопортрет человека, с одинаковой теплотой любящего и «Робокопа», и Тарковского, и Пак Чен Вука. Кульминационное противостояние хорошего и плохих почти буквально копирует знаменитую сцену с молотком из «Олдбоя» — с той лишь разницей, что у Сапочника есть деньги и на разный другой слесарный инструмент, но, видимо, не хватает навыка ни снять все одним планом, как в оригинале, ни нарезать бойню из сотни разных планов (что хотел, но не смог сделать Пак Чен Вук). Это обидно, но не катастрофично: в конце концов, в «Потрошителях» много другого добра. К примеру, незабываемая сцена пенетрации, когда Джуд Лоу, слившись в поцелуе с Элис Брага, засовывает руку во вскрытую брюшную полость девушки, считывая там штрихкоды ее имплантатов (сканирование протеза репродуктивной системы нам, впрочем, не показывают). Но прелесть «Потрошителей» — не только в их мясницком драйве, несколько неожиданном даже для продукции Universal , но и в житейской морали, враждебной ростовщичеству как на личном, так и на макроэкономическом уровне. Вновь актуальное недоверие банкам и страх перед процентами — эмоции, безусловно, близкие тому, кто хоть раз столкнулся с коллекторским бизнесом, особенно российского разлива.

А вообще, конечно, занятно, как, перенесясь в «недалекое будущее», дневник наблюдений за всем известными порядками немедленно превращается в почти революционный манифест.