Подскажите, пожалуйста, любые упоминания историков России о самозванстве, феномен самозванства, личность Лжедмитрия 1?

Подскажите, пожалуйста, любые упоминания историков России о самозванстве, феномен самозванства, личность Лжедмитрия 1?

  • Ключевский В. О. считал: «Вопрос, как могла возникнуть сама идея самозванчества, не заключает в себе какого-либо народно-психологического затруднения. Таинственность, какою была окружена смерть царевича Димитрия, порождала противоречивые толки, из которых воображение выбирало наиболее желаемые, а всего более желали благополучного исхода, чтобы царевич оказался в живых устранил тягостную неясность, которой заволакивалось будущее. Расположены были, как всегда в подобном случае, безотчетно верить, что злодейство не удалось, что проведение и на этот раз постояло на страже мировой правды и приготовило возмездие злодеям»

    Cамый крупный знаток Смутного времени С. Ф. Платонов пришел к заключению, что вопрос о личности самозванства не поддается решению. Подводя итоги своего исследования, историк с некоторой грустью писал: «Нельзя считать, что самозванцем был Отрепьев, но нельзя также утверждать, что Отрепьев им не мог быть; истина от нас пока скрыта» .

    «Самозванство – это беда, грех и пагуба. Самозванство – Это не быть, а казаться, не жить, а играть. А России нужно не казаться, а быть, быть, быть» - писал Панченко С. С.

    Н. М. Карамзин: «Время самозванцев представляет опять горестную картину мятежа; но скоро любовь к отечеству воспламеняет сердца - граждане, земледельцы требуют военачальника, и Пожарский, ознаменованный славными ранами, встает с одра болезни. Добродетельный Минин служит примером; и кто не может отдать жизни отечеству, отдает ему все, что имеет.. . Древняя и новая история народов не представляет нам ничего трогательнее сего общего геройского патриотизма» .