Объяснение Прартхана, 1

Некоторые секреты Бхакти

Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махаража

источник

 

Гоуранга болите хабе пулака шарира

Когда придет тот день, когда мы поймем милость Гоурачандры? Когда во время воспевания имен Гоуранга и Шачинандана наши сердца начнут плавиться, а волосы на теле встанут дыбом? Это саттвика-бхавы. Мы воспеваем Его имена, но эти симптомы не проявляются. Почему? Потому что мы не осознали, кто такой Шри Чайтанья Махапрабху. Он – Сам Кришна и одновременно Радха. Кришна принял цвет тела и настроение Шримати Радхики и стал Гоура Шачинанданой, Гоурахари. Он вкушал все настроения Шримати Радхики в Гамбхире, и мы обсуждали уже все эти темы в Райа Рамананда Самваде.
Шри Чайтанья Махапрабху милостиво проявил Раю Рамананде Свою сокровенную форму Расараджа-Махабхавы. Расараджа это Кришна, а Махабхава – Шримати Радхика. В этой форме каждая часть тела Кришны покрыта соответствующей частью тела Радхики. Никто не видел этой формы, и Райа Рамананда, будучи Вишакха-сакхи, увидев Ее, упал в обморок. Когда кто-то реализует эту форму, тогда при воспевании: "Гоуранга болите хабе пулака шарира, хари хари болите найане ба'бе нира", волосы на его теле встанут дыбом, а из глаз польются слезы.


Однако, это невозможно без милости Нитьянанды Прабху. Если кто-то желает знать, кем является Чайтанья Махапрабху, он должен прежде прийти к Нитьянанде Прабху, который является адхама-бхуми, основанием, фундаментом на котором проявляется Махапрабху. Нитьянанда Прабху это акродха-парамананда. Акродха означает «тот, кто никогда не гневается». Даже когда Джагай и Мадхай поранили Его голову, Он думал только об одном: «Я хочу дать им кришна-прему». И Он дал им прему. Он совершил много подобных поступков, и даже более величественных, чем этот. И Он был таким на протяжении всей Своей жизни. Поэтому, без милости Нитьянанды Прабху никто не может понять кто такой Чайтанья Махапрабху. Его невозможно понять, читая исторические книги.
Вы можете иметь абхас, смутную идею, из «Чайтанья Чаритамриты». Но, воспевая, памятуя и следуя по стопам Шри Рупы Госвами и Шри Рагхунатхи Госвами, вы поймете много больше.

Рупа рахгунатха-пада хоибе акути
кабе хама буджхабо се йугала-пирити

Что означает йугала-пирити? Супружеская любовь. Чайтанья Махапрабху пришел, чтобы дать этот вид любви. Но если вы будете иметь только внешнее понимание, то не поймете до конца Его жизнь. Внешнее понимание подобно бездушному телу. Если вы действительно хотите знать Его, то вы должны знать какова была Его миссия, какова природа Его любви ко всем. Он пришел только для того, чтобы раздавать рагануга-варму, путь рагануга-бхакти, и научить нас как достичь любви и привязанности Враджа, и особенно гопи-премы. Без милости Шри Рупы Госвами и Шрилы Рагхунатхи даса Госвами, вы ничего не узнаете.

Рупа рахгунатха-паде раху мора аша,
прартхана коройе сада нароттама даса

Шрила Нароттама дас молится всем ачарьям и спутникам Махапрабху сверху до низу: «Будьте милостивы ко мне, чтобы я мог реализовать милость Шри Чайтаньи Махапрабху».
А сейчас, пойдемте со мной на берег Годавари в Южной Индии, где состоялась эта беседа. Махапрабху задавал вопросы, а Рай Рамананда отвечал. Кришна бесконечен, поэтому и Махапрабху - это бесконечный океан любви. Даже Сам Кришна не знает насколько глубока любовь Шримати Радхики и гопи. У Него были весы, чтобы измерить любовь Шримати Радхики и гопи к Кришне, но Его попытка не удалась.
Невозможно понять Чайтанью Махапрабху при помощи интеллекта. Только благодаря Его собственной милости можно что-то осознать. Если Сам Кришна не может измерить эту любовь, то на что способны мы? Можно видеть внешние вещи, такие как Его проповедь, как Он управлял сумасшедшими слонами, как раздавал прему деревьям и лианам. Внешне вы можете это видеть. Но как Он делал это? Без милости Нитьянанды Прабху, без милости гопи, и особенно Шримати Радхики, вам никогда не понять этих истин. Поэтому я и объясняю вам эти темы.
Махапрабху говорил Райю Рамананде, что варнашрама дхарма не поможет вам в конечном счете. Эхо бхайа – внешнее. Он также сказал, что предложение плодов кармы не поможет. И отверг сарва дхарман паритьйаджйа мам экам шаранам враджа, как внешнее. Тогда Рай Рамананда предложил гьяна-мишра-бхакти:
брахма-бхутах прасаннатма на шокати на канчати
самах сарвешу бхутешу мад-бхактим лабхате парам
Но Махапрабху отверг и это, хотя это высочайшее учение Гиты. Махапрабху отверг всю философию Гиты, как не являющуюся конечной целью жизни.
Тогда Рай Рамананда приблизился к гьяна-шунья бхакти:
джнане прайасам удапасйа наманта эва
дживанти сан-мукхаритам бхавадийа-вартам
стхане стхитах шрути-гатам тану-ван-манобхир
йе прайасо 'джита джито 'пйаси таис три-локйам

(Madhya 8.67)
Что означает эта шлока? Есть два вида гьяны, знания. Первое утверждает, что все есть брахман: "Сарвам кхалв идам брахма", "Ахам брахмасми", "Со хам", и т.д. Но это ерунда. Кришна может говорить: «Я есть брахман», но джива – нет. Мы все вечные, бесконечно малые частички этого брахмана, но не весь, не полный брахман. Те, кто говорят такие ложные вещи, известны как брахма-гьяни.
Те, кто придерживаются второго вида гьяны, известны как гьяна-бхакты. Они являются персоналистами. Это Прахлада Махарадж, Санака, Санандана, Санатана, Бхишма Питамаха и Шукадева Госвами в первой части своей жизни.
Здесь использовались два термина гьяни и гьяна-бхакты. Гьяни являются оскорбителями лотосных стоп Господа, так как не принимают Его формы, качеств, Его игр. А гьяни-бхакты считаются преданными. Быть гьяни-бхактой очень хорошо. Они всегда думают: «Верховный Господь может в одно мгновение создать миллионы и миллионы вселенных и тут же их разрушить. Поэтому Он – Бог Богов. У Него огромные богатства и бесконечное количество атрибутов». Гьяни-бхакты хотят служить Господу, чтобы достичь Его. Но они видят в Нем Господа, который всегда самодостаточен, никогда не хочет ни есть, ни пить. Как же они могут служить Ему? Они только возносят молитвы, как это делал Прахлада Махарадж.
По этой причине мы не следуем полностью по стопам гьяна-бхакт. Чистые преданные забывают, что Кришна – верховная Личность Бога, и поэтому, мы следуем по их стопам.
Чтобы создать фундамент, мы вначале должны знать, что Кришна – Верховный Господь, а мы все его мельчайшие частички. Мы Его вечные слуги. Однако, если вы хотите Враджа-премы, тогда вы должны забыть об этом. Вам необходимо знать только то, что Он – Яшода-нандана и Нанда-нандана, что Он друг Судама и Субалы, и что он возлюбленный гопи, и что Он служит гопи. Он не может отплатить гопи, и потому хочет взять пыль с их лотосных стоп и служить им. В это время Он становится Радха-Кантой, Мадана Моханой, Шьямасундарой и Радха-Раманом.
Никто во Врадже не принимает Кришну, как Парабрахмана, и даже Сам Кришна забывает об этом. Он может принимать остатки прасада Нанды Бабы, может носить его сандалии на Своей голове, танцуя и выкрикивая: «Тчей, тчей», и очень счастливым бежать к Нанда Бабе. И будучи младенцем, Он не может даже самостоятельно повернуться на другой бок. Он может создавать миллионы вселенных, но во Врадже Он теряет все Свое могущество и вынужден ждать, чтобы мама Яшода перевернула Его. Он не может самостоятельно кушать. Его кормят мама Яшода и Нанда Баба. Иногда, Его может победить Судама. Кришна может убить Камсу, Джарасандху и всех других демонов. Но когда Он начинает бороться с Судамой, тот может в момент одолеть Кришну. И когда Судама Его побеждает, Кришна становится очень счастлив. Его могут победить даже гопи. Однажды Он захотел бороться с гопи, и они мгновенно победили Его. И Кришна был очень счастлив.
Поэтому, так много различий между гьяни-бхактами, которые поклоняются Кришне как Верховному Господу и Враджа-бхактами.
В этой шлоке джнане прайасам удапасйа, говорится, что гьяни это оскорбители, которые говорят что Кришна – ниргуна, авйакта, анади и ашаша, что Он не имеет формы, атрибутов, могущества и качеств. Кришна имеет форму, красоту, всевозможные качества и все могущество, но мы не можем видеть этого при помощи наших мирских глаз.

Шрила Джива Госвами написал комментарий на эту шлоку. В этом комментарии он сказал, что если вы хотите служить Кришне и удовлетворить Его наибольшим образом, как гопи Враджа, тогда издалека приносите поклоны этой гьяне, которая утверждает, что Кришна – Верховная Личность Бога. Вы должны забыть это. Если вы не забудете, то ваша любовь не будет максимально сильной.
Вначале мы должны понять, что Кришна – Верховный Господь, как это объяснял в Гите и других книгах Свами Махарадж. Однако он также хотел сказать вам: «Попытайтесь забыть об этом». Гопи, мама Яшода, Нанда Баба и Шридама Сакха контролируют Кришну. Особенно гопи. Он принимает их служение и отвечает:
На парайе 'хам ниравадйа-самйуджа

(S.B. 10.32.22)
«Я не мог отплатить всем вам, мои дорогие гопи. Вы оставили все ради Меня. Вы оставили своих мужей, отцов, матерей, родственников. Вы сосредоточены только на Мне. Но Я не могу оставить Моих отца и мать или какую-то другую гопи. Если Я буду сосредоточен только на одной единственной гопи, например на Радхике, то окажусь в долгу перед всеми остальными, так как они пожертвовали всем ради Меня. Я не могу забыть даже преданных неофитов, которые воспевают Харе Кришна. Я не могу никем пренебречь. Я должен каждому отвечать взаимностью".

Йе йатха мам прападьйанте тамс татхайва бхаджамй ахам
(BG. 4.11)
Что это значит?
Преданный: В соответствии с тем как кто-то предается Мне, Я отвечаю ему взаимностью.
Шрила Нараяна Махарадж: Он обязан поступать так, и поэтому он не может быть сосредоточен на одной единственной гопи. Всегда помнить об этом. Поэтому говорится, что если вы хотите иметь высочайший уровень любви, подобный любви Враджаваси, вы должны забыть, что Кришна – Бог.
Как же вы можете забыть? Без милости гопи вы не сможете стать такими. И особенно вы нуждаетесь в милости Шри Нитьянанды Прабху, Шри Сварупы Дамодары, Шри Рупы Госвами, Шри Санатаны Госвами, Шрилы Рагхунатха даса Госвами и Шри Райа Рамананды. Без их милости вы не сможете понять Кришну и Чайтанью Махапрабху.
Поэтому, Рай Рамананда предложил:
джнане прайасам удапасьйа наманта эва
дживанти сан-мукхаритам бхавадийа-вартам
Имейте особый вид жадности слушать о развлечениях Кришны, слушать с поглощенностью Махараджа Парикшита, которому оставалось жить только семь дней. У него не было времени заниматься каким-либо другим процессом, он только слушал. И что с ним произошло? Он попал на Голоку Вриндавану с настроением гопи, которому он следовал. В своей "Шри Брихат Бхагаватамрите" Шрила Санатана Госвами вкратце изложил суть всего того, что Махараджа Парикшит услышал от Шукадевы Госвами, и что впоследствии он рассказал своей матери.
Он сказал ей: «Хотя Кришна это твой дедушка, ты не должна рассматривать Его таким образом. Ты должна видеть в Нем своего возлюбленного». Обычно, сын не может говорить матери подобные вещи. Кунти также имела подобное настроение, как и Драупади. Но они никогда этого не показывали, иначе бы глупые невежественные люди их засмеяли. Махараджа Парикшит говорит своей матери: «Мама, не думай что Кришна – Верховная Личность Бога, или что Он твой дедушка. Всегда думай, что Он твой возлюбленный». Так объясняет Шрила Санатана Госвами.
Вы должны слушать о сладких и могущественных развлечениях Кришны. Они подобны Кришне. Если вы очень сильно привяжетесь к слушанию хари-катхи с огромной любовью и преданностью, тогда Сам Кришна в форме этой хари-катхи войдет в ваше сердце, и полностью его очистит. Катха покажет вам все игры Кришны в вашем сердце. Они проявятся там. Поэтому, предлагайте поклоны тому месту, где проходит хари-катха. Предлагайте поклоны тем, кто слушает и тем, кто говорит и тем, кто организовывает все, чтобы катха состоялась. Пытайтесь предлагать поклоны всем и служить всем, и тогда хари-катха войдет в ваше сердце.
Затем Махапрабху заулыбался и сказал: «Продолжай, продолжай». Это платформа бхакти. Какого вида бхакти? Рагануга бхакти.

прабху кахе, "эхо хайа, аге каха ара"
райа кахе, "према-бхакти сарва-садхйа-сара"

Аранья Махарадж читает суть Бхактиведанты:
«В этот момент Шри Чайтанья Махапрабху сказал: "Это хорошо, но ты, тем не менее, можешь сказать по этому вопросу гораздо больше". Рамананда Рай ответил: "Према-бхакти, экстатическая любовь к Верховной Личности Бога – суть всех совершенств"".
Шрила Нараяна Махарадж: Они предъявили доказательства из Падьявали, написанного Шрилой Рупой Госвамипадом:

нанопачара-крита-пуджанам арта-бандхох
премнайва бхакта-хридайам шукха-видрутам сйат
йават кшуд ашти джатхаре джаратха пипаса
тават шукхайа бхавато нану бхакшйа-пейе

Аранья Махарадж читает перевод: «Рамананда Рай продолжал: "Пока существуют голод и жажда, еда и питье могут чувствовать себя счастливыми. Подобным образом, когда Господь почитается с чистой любовью, в сердцах преданных пробуждается трансцендентное блаженство"».
Шрила Нараяна Махарадж: если вы поклоняетесь Кришне шестидесятью видами парафирналий, но у вас нет любви, то Кришна не примет ваше поклонение. И если у вас нет парафирналий, но вы с чистой любовью предлагаете Ему каплю воды и лист туласи, Он будет очень удовлетворен. Даже если вы не предложите Ему ни воды, ни туласи, а просто скажете: «О, Кришна! Я Твой, и все мое – Твое», этого будет достаточно. Поэтому, мы должны пытаться следовать всем этим вещам. Хари бол!

 

 

Перевод с англ.: Динашаран дас