Новый Вавилон. Несколько статей.

Бааль Сулам, "Поручительство": Только сыновья Исраэля приняли на себя требуемое поручительство, а не другие народы мира, которые не принимали в этом никакого участия. Так начало разделяться получающее желание. В Древнем Вавилоне жил единый народ, а затем он раздробился на отдельные группы, которые разошлись по земле, поскольку Высшая сила больше не держала их вместе. Это рассеяние означает, что получающие желания раскрывали различия между собой. Говоря иначе, начали проявляться различные виды желаний, относящиеся к различным ступеням: "Сирия", "Заиорданье", "земля Исраэля", "Египет" и т.д. По мере их раскрытия мы чувствовали себя всё более разрозненными, пока не обнаружилось, насколько мы все-таки внутренне связаны друг с другом. Сегодня мы вынуждены объединяться, поскольку зависим друг от друга, не можем друг без друга. Так возвращается Вавилон, вновь заставляя нас строить "башню до небес", но уже не эгоистическую. Теперь мы не бросаем небесам вызов, а поднимаемся к отдаче, к любви, к подобию с Творцом. Это и есть настоящий "подъем в небеса". В наши дни, в период окончательного падения старой Вавилонской башни, мы обнаруживаем, насколько разрушителен наш эгоизм, от которого идут все беды, насколько мы разобщены и далеки друг от друга. Так завершается рассеяние вавилонян: каждый хочет жить сам по себе, без обязательств перед другими, и в то же время выясняется, что ради выживания нам необходима всеобщая взаимосвязь. Понуждаемые к ней, мы чувствуем, что все-таки должны воссоединиться. Но как? Тогда, осознав необходимость в новой Вавилонской башне, мы строим ее, исправляясь на отдачу. В итоге мы снова станем одним народом, возведем "башню, полную изобилия", и достигнем небес.

Из урока по статье "Поручительство"", 04.06.2012

 

 

В ожидании первой встречи лицом к лицу

24.04.2012, 16:29 [#76157]

 

каббалист Михаэль ЛайтманНаша задача – достичь истинной молитвы, то есть понять, чего нам действительно не хватает. И истинная она также потому, что принимается сверху. То есть желание низшего должно совпасть с желанием высшего: низшему нужно попросить именно то, что желает дать ему высший.

Это значит, что я должен ощутить, что мне не хватает только отдачи и понимания, что лишь Творец может дать мне это наполнение - силу отдачи, возможность отдавать, все условия. Творец должен открыть во мне желание отдачи и путь к ней, показав кому, как и что я могу отдавать.

Вся эта система связей называется "Тора", в которую включается и приходящий свет, и наша способность отдавать. Но до этого, я обязан работать, и прежде всего проверить: чего я хочу, какие желания есть во мне, насколько они все эгоистичны и ради обслуживания самого себя.

А потом я включаюсь в правильное окружение и с его помощью начинаю понемногу меняться. Я уже начинаю слышать, что духовный мир предназначен не для собственного наслаждения, а для блага ближнего. Это знание дается мне с большим трудом и доходит очень постепенно. Я слышу об этом, но требуется много времени для того, чтобы я действительно принял это разумом и ощутил сердцем.

От простой осведомленности до реального выполнения лежит длинный путь. Ведь нам надо приложить усилия, и находясь в своем естественном, природном эгоизме, совершать совершенно противоположные действия, направленные на соединение и отдачу. Пусть это будет искусственно, а не по желанию – то, что называется, "выше знания".

Но на каком же горючем может работать моя машина, то есть ради какого вознаграждения? Ведь я не могу работать ради того, чтобы стало лучше другим – я не чувствую в этом выгоды и ради этого не смогу даже пошевелить пальцем, совершить самое небольшое действие. Моя природа не работает на энергии отдачи. Я не ощущаю чужое желание словно свое, так, чтобы наполняя его,  будто самому наполняться. 

Я ничего этого пока не чувствую, поэтому другие для меня будто не существуют. Наполнять ближнего – это против моих интересов. Поэтому я действую механически, как будто отдавая другим и соединяясь с ними. Но на самом деле, я преследую свою пользу.

Но я понимаю, что таков путь, о котором сказано: "Прилагай усилия – и найдешь!" Я прикладываю усилия, а тем временем на меня воздействует свет и изменяет что-то внутри моей души. Постепенно я начинаю ощущать величие Творца и важность окружения, но для формирования такого отношения в человеке, требуются годы.

Я продвигаюсь, и сначала понимаю, что отдача полезна ради моей собственной выгоды, но постепенно начинаю осознавать величие самого этого свойства. Есть на этом пути подъемы и падения. То я больше ценю саму отдачу, то хочу использовать ее ради собственной пользы, насладиться тем, что отношусь к такому пути. А иногда я вообще не думаю о ней, а только о получении, и тогда недоумеваю, на что трачу время, и подвергаю сомнению весь свой путь. Так я продвигаюсь, проходя все эти состояния.

Цель продвижения – привести меня к истинной молитве. Все составляющие этой молитвы я получаю от окружения. В самом человеке нет абсолютно ничего, что бы могло привести к духовному постижению. Ему необходим учитель, который будет его все время вести. Нужнагруппа, в которой он реализует весь этот процесс. Нужны книги, через которые он получает свет, возвращающий к источнику.

Три эти компонента абсолютно не относятся к нашему эгоистическому желанию и земной жизни. И их надо организовать так, чтобы с их помощью постичь важность духовного свойства самого по себе.

Это возможно только благодаря свету. Как иначе я могу оценить то, что не приносит мне никакой личной выгоды, а требует только вкладывать усилия, да еще и радоваться такой возможности. Но свет, постепенно очищая меня, дает мне такую способность, и я начинаю ценить связь с духовным, то есть с Творцом.

Так я достигаю истинного желания, огромного по своей силе – насколько требуется. А кроме того, его истинность подтверждается тем, что Творец принимает его и выполняет мою просьбу. Так мы в первый раз встречаемся с Ним "лицом к лицу" – желание Творца соединяется с желанием творения.

Это значит, что Творец раскрывается, и тогда человек поднимается над своим эго и начинает работать ради отдачи. И весь этот процесс делится на два этапа. Первый – это подготовка к истинной молитве. А как только мы достигаем ее, то начинаем идти с ней и продвигаться, раскрывая все большее и большее желание. Но уже с того момента, как мы обретаем это истинное желание, начинается наше постижение Творца.

 

Из урока по статье Рабаша, 24.04.2012

 

 

Перед решающим подъемом

22.11.2011, 15:49 [#61444]

 

каббалист Михаэль ЛайтманВсе исправления ведутся по принципу "от легкого к тяжелому". И это логично: сначала свет исправляет более чистые сосуды, которые ближе к нему, а потом с их помощью переходит к более грубым и сложным сосудам.

В каждом сосуде есть пять категорий, или десять сфирот – иначе говоря, конструкция АВАЯ. Согласно авиюту сосуда, эта конструкция делится на пять частей: от нулевой до четвертой.

Сосуд разбит особым образом: чем выше были его части, тем ниже они упали, тогда как нижние, наоборот, претерпели меньшие изменения. Теперь обратный порядок светов и сосудов определяет путь исправления. Сосуды исправляются светом, возвращающим к Источнику, или окружающим светом (О"М). Он приходит и действует, согласно неизменному и непреложному закону подобия свойств.

Сосуды исправляются поэтапно. Те, которые пробуждаются к исправлению сами – "легкие" сосуды отдачи, – не нуждаются в какой-то особой системе. Им не нужны специальные инструкции, они естественно тянутся к единству, на котором и строится всё исправление. Эти сосуды нулевой и первой степени авиюта, называются "праотцами".

Сосуды второй и третьей степени авиюта нуждаются в более методическом исправлении, в работе по духовному постижению. Они называются "сыновьями".

И наконец, сосуды четвертой степени авиюта, которые пока что не могут исправиться, называются "народами мира". 

2011-11-22_rav_bs-aravut_lesson_n8_02

Как пишет Бааль Сулам, праотцам требовалось "предварительное согласие всего народа". Их души не были грубы и разобщены между собой, и потому им достаточно было понимать необходимость объединения, без тяжелой работы со светами над самоисправлением.

Но сыновья – это уже более грубые сосуды, которые работают сэгоизмом. Они получили методику под названием "Тора", которая позволяет исправлять себя – сначала в сосудах отдачи ("40 лет скитаний в пустыне"), а потом в сосудах получения ("земля Исраэля"). Далее, осваивая "землю Исраэля", они дважды разбились, упав со ступеней Первого и Второго храма. Иными словами, они создали сосуды с альтруистическим намерением, но не сумели удержать их.

Затем сыновья перемешались с народами мира, которые не участвовали в этом процессе.

И вот, сегодня настало время для общего исправления. Соответственно, каждый, кто пробуждается к подъему, называется "Исраэль" – согласно своему устремлению прямо к Творцу (яшар-Эль). В прошлом праотцы назвали себя "Исраэль", потому что вышли из Вавилона, сбежали в Ханаанскую землю – иными словами, поднялись со ступени эгоизма на ступень отдачи. Затем они упали в состояние Египта и вновь поднялись к отдаче, пройдя гору Синай и продолжив исправления в пустыне и в земле Исраэля.

Однако после окончательного разбиения понятие "Исраэль" исчезло, поскольку ни у кого не было намерений ради отдачи, кроме отдельных каббалистов, живших в каждом поколении, – последних островков в океане эгоизма.

В наши дни каждый человек, пробуждающийся к исправлению, называется "Исраэль" – по желанию, которое зажег в нем Творец, по своей будущей роли. Ну а остальные остаются пока в категории "народов мира". Они еще не хотят, не могут услышать весть о единстве. Однако после тысячелетий смешения, в принципе, все способны к духовному подъему.

Вкратце процесс выглядит так. Сначала человечество пребывало в общем состоянии "Вавилона", а потом это состояние разделилось на две части: "Исраэль" и "народы мира". Затем Исраэль сошел оттуда в Египет, т.е. получил злое начало, а через 400 лет сумел подняться к ступени Торы и выстроить Храм на уровне своего личного конца исправления.

После этого произошло разрушение, и сыновья Исраэля упали вниз, в двухтысячелетнее изгнание, по завершении которого все мы придем к общему концу исправления.

После того как упавшие свойства Бины соединились и перемешались со свойствами Малхут, с этой точки начала исправления мы ведем простой отсчет: кто пробуждается, тот и готов в духовный путь. Исправление ведется по принципу "от легкого к тяжелому" – но уже не посредством Торы, т.е. методики прошлых поколений, а с помощью науки каббала, которая способна проводить к нам из конца исправления свет, возвращающий к Источнику (О"М). Для этого она и раскрывается в наши дни.

2011-11-22_rav_bs-aravut_lesson_n8_03

 

Из урока по статье "Поручительство", 22.11.2011

 

Очарование коммунизма

2.10.2011, 14:36 [#56229]

 

каббалист Михаэль ЛайтманСоздавшаяся в мире ситуация уже показывает нам, что объединение выгодно. Нам стоит по-настоящему сплотиться и нести друг другу добро. Нам стоит организовать справедливую систему, в которой каждый будет работать по способностям, получая сколько ему надо, и не более.

В принципе, чего лучше? Перед нами очень простая и логичная формула. Даже дети вдохновляются этой идеей. Надо видеть, как радостно и увлеченно они читают о ней. Ведь она – словно сказка, которую очень хочется сделать былью.

Но тут возникают вопросы. Во-первых, почему мы не соответствуем этому идеалу? Почему Природа изначально внесла в нас порок?

Во-вторых, можем ли мы достичь этого своими силами?

И в-третьих, почему мы до сих пор этого не сделали? Разве выгоды такой жизни не были ясны изначально?

Между нами говоря, именно так жили люди десятки тысяч лет назад. Коммунистическое общество было первым этапом человеческой цивилизации. Первые люди, спустившиеся с деревьев, были коммунистами: у них всё было общее, все жили одной семьей, и каждый работал ей во благо.

Однако далее мир развивался в противоположную сторону, и мы можем лишь сожалеть о тех "благодатных", бесхитростных временах. Как всё было просто: племя сообща убивало мамонта и сообща поедало его. Ни у кого и в мыслях не было обделить кого-то куском, люди чувствовали себя единым целым, и это чувство сохранялось до времен Древнего Вавилона.

Что же случилось потом? И реально ли вернуться к тому, что было? Ведь никто на это не согласен. Напротив, наша жизнь всё больше клонится в другую сторону: мы разобщаемся, изолируемся друг от друга. Люди разводятся, каждому нужна своя комната, свой угол… Вот и выходит, что нам не вернуться к наивному альтруизму. Мы видим, что это против эволюции. Перед нами печальные примеры Советской России и израильских киббуцов. 

Но как же все-таки быть? Ведь кризис ясно показал, что мы зависим друг от друга и взаимосвязаны, как шестеренки. А с другой стороны, мы ненавидим, не выносим друг друга, каждый хотел бы остаться один в целом мире, лишь бы другие не мешали. Как же нам совместить две эти тенденции?

Вот перед какой проблемой стоит сегодня мир. И манипуляциями с учетными ставками тут не ограничишься. Ведь экономика отражает нашу взаимосвязь. Так можем ли мы внести в нее тенденцию к взаимному участию?

Сегодня чужие интересы учитываются только в применении к себе: например, Германия спасает Грецию, потому что на данный момент это дешевле, чем бросить ее на произвол судьбы. Так Творец играет с нами, пока мы не перепробуем все старые методы и не нащупаем настоящее решение.

Из урока по статье "Мир в мире", 02.10.2011

 

 

История повторяется

2.09.2011, 13:20 [#53400]

 

каббалист Михаэль Лайтман

Конгресс в Ахзиве (Израиль), урок №1

Мы находимся сегодня перед подъемом на новую ступень.

Миллиарды лет назад наша Вселенная зародилась от Большого взрыва, начиная с простой материи, которая собралась затем в растительную и животную. И вот теперь мы стоим перед подъемом на человеческий уровень.

В терминах науки каббала, мы еще не достигли этой ступени. Она отличается от животной по качеству, по самой своей сути. Человек воспринимает действительность не в пяти своих животных органах чувств, он живет не тем, что в него входит, – он живет способностью выйти из самого себя наружу и через ближнего раскрыть реальность, которая находится вовне и не зависит от его тела. Так мы приходим к новому бытию.

Сегодня мы встали перед проблемой: как объединиться друг с другом вовзаимном поручительстве, которое и станет "пропуском" наверх?

Эта возможность уже заложена в еврейском народе, – отвечает наука каббала. Ведь мы пережили кризис Древнего Вавилона 3700 лет назад. Там сложилась такая же ситуация, как и сегодня, – и мы можем использовать ее в качестве примера.

В те времена люди тоже не знали, как быть. Их привычная жизнь расстроилась, они обнаружили в себе ненависть друг к другу, столь сильную, что жить вместе стало невозможно. Их эгоизм вырос, устремляясь к небесам, подобно Вавилонской башне. Они перестали понимать друг друга, как будто заговорили на разных языках. И тогда один из жрецов, Авраам, начал формировать группу, основанную на взаимном поручительстве, – группу, которая стала впоследствии народом Исраэля.

Вот и мы, говорят каббалисты о нашем времени, должны будем сделать в точности то же самое. Утратив в изгнании всё свое достояние, мы перестали быть народом. Ведь "народ" из нас получится только на базе взаимного поручительства и любви к ближнему, как к себе, на принципах товарищества. Упав с этой ступени, мы лишились ощущения высшего мира и понимания книг, написанных на его уровне. Всё сокрыто.

И теперь, говорят каббалисты, мы должны вернуться к взаимному поручительству. Среди нас есть люди с точкой в сердце, которые испытывают к этому естественную тягу, вне зависимости от состояния мира. Хорошо ли, плохо ли идут дела на материальном уровне, им все равно чего-то недостает, и они присоединяются к изучению науки каббала. Это наши товарищи в Израиле и по всему миру. Для них каббала – часть жизни: они учатся тому, как объединяться и постигать духовный мир – то, что находится вне нашего тела. 

Ну а другие придут к этому лишь посредством кризиса, когда ситуация в мире ухудшится. Так же было во времена Авраама, Ицхака и Яакова, когда в землю Исраэля приходил голод, когда жизнь становилась скверной и подвигала людей на раскрытие духовного мира. Так же будет и сегодня, но не только в Израиле, а во всем мире. Все мы стоим на пороге большого кризиса и больших перемен.

 

Из 1-го урока конгресса в Ахзиве, 01.09.2011

 

 

Вавилон по-прежнему здесь

29.08.2011, 14:24 [#52934]

 

каббалист Михаэль ЛайтманЕврейский народ всегда был объектом ненависти. Ведь когда-то он пребывал во взаимном поручительстве, в исправленной системе, от которой у него осталась лишь малая сила. Так или иначе, всё проистекает оттуда.

На самом деле евреи не умнее других народов. Даже наоборот. Разве другие на нашем месте вели бы себя так? Мы просто не понимаем причин происходящего: когда-то мы были объединены поручительством, и с тех пор остается ненависть между двумя желаниями: получающим и дающим, между теми, кто познал поручительство и кто не познал его.

Эта ненависть произросла из Вавилона, в котором мы, по сути, находимся и сегодня. Ничего не изменилось, если взглянуть на ситуацию с духовной точки зрения. Мы должны снова объединиться, подобно группе Авраама, только на этот раз у нас есть "память" с тех времен, есть книги и все возможности, чтобы вместе осуществить распространение, исправить себя, согласно наследию прошлого и требованиям будущего, а затем позаботиться обо всем Вавилоне, т.е. о современном человечестве.

По сути, всем людям нужно лишь одно – прийти к поручительству. Неслучайно Бааль Сулам разделил одну статью на две связанные части: "Дарование Торы" и "Поручительство". Вторая часть говорит о реализации, которая и есть поручительство. Если мы осуществим его – больше ничего и не надо. Этим мы завершим исправление во всех мирах.

Из урока по газете "Народ", 28.08.2011