дублирую из жж

спектакль назывался "песни моряка". какого-то определенного сюжета не было. блин не могу писать. не знаю - как всегда какой-то ступор. хочу написать про то, что сюжет возникал из отдельных музыкальных произведений - отрывков из мюзиклов, известных шлягеров, была еще "меересштилле" шуберта, какой-то хорал и еще я узнал арию летучего голландца вагнера. из-за этого структура спектакля была неоднородной - мне не хватало целостности, все выглядело как набор разных номеров - что-то типа ревю. когда каждый актер мастерски выполнял какой-либо трюк. при этом зрители даже хлопали - что для меня было совсем уж неожиданно. мне это напомнило наш поход с евгением в малый театр, где при выходе актера зрители начинали уже хлопать. и еще вспоминаю фразу какого-то писателя - публика-дура.

на сцене был построен портовый бар середины 80-х - со стойкой, барменшей, ставящей периодически пластинки, аутентичными посетителями - моряками и их невестами. этакий голландский соцреализм (спектакль шел на голландском)
в какой-то момент спектакль вдруг начался - барменша с самого начала находилась на сцене и что-то напевая вытирала стойку и какие-то стаканы.
потом на сцену вышел пьяный морячок и упал. барменша подняла его на ноги. он сказал "i love you" и снова упал. барменша поволокла его за ноги в какой-то закуток. в это время с другой стороны слышится голос "ай лав ю" и на сцену выпадает, как из обоймы другой мужик. и потом начинается просто повальное выпадение из всех дырок мужиков, успевающих сказать перед падением ай лав ю. барменша тем временем пытается их всех убрать как-то со сцены.

озарение пришло примерно в середине спектакля, когда очередным номером актер забацал зажигательный мюзикл. тут уж никто не мог удержаться от аплодисментов. причем только я в зале смеялся над публикой, так жутко подвергшейся иронии режиссера. как и в настройщике - где муратова берет убогих людей и дает на растерзание зрителям, которые в свою очередь не понимают, что именно они и есть такие убогие и "слабые". другое дело что муратова делает это очень зло - она разрушает мир - констатирует факт без предложения чего-то нового. у марталера все более тонко. он издевается над публикой как бы ненароком, нечаянно - делает ее соучастником абсурда, а не жертвой. (надеюсь что понятно выразился)

и уж совсем красс была сцена-трюк, когда актриса без рук пыталась надеть туфли на каблуках. она падала, раздирала в кровь колени, вставала на голову, скрежетала каблуками по деревянному полу, причем остальные актеры молча смотрели в "вечность", а зритель смеялся!!! как в цирке!!! у меня от этого просто мурашки по коже побежали - как это было одновременно жестоко, прекрасно и абсурдно...

вообще, зритель велся на самые простые и глупые трюки - например когда кто-то выходит на сцену и падает. элементарно и гениально. как вообще марталер знает публику которая придет и будет смеяться над падающими актерами. как это тонко - еще и еще раз скажу это мое любимое слово.

еще что помню - когда пели хорал на восемь голосов, то весь зал молчал - потому что типа серьезно они пели. они спели, и одна хотела перекрестится - на нее шикнула актриса постарше. я конечно ржал как конь все это время.

и еще как актриса курила сигарету. это я потом напишу=))

женя рассказал мне теорию о планах. например, если я говорю - басков плохой певец - это называется первый план. а если я (леша иванов) говорю - ой, я так люблю баскова - он вообще лучшее что есть на сцене - то это какбы второй план.

так вот, то что зрители воспринимали по первому плану, марталер поставил по второму. и только благодаря жениной теории я понимал все именно так, как понял бы второй марталер=))